Об институте
Прошло 10 лет с того дня, когда Постановлением Совета Министров РУ от 23 мая 1990 г. было открыто новое учебное заведение - Второй Ташкентский Государственный медицинский институт, и с 1 сентября начались занятия на всех курсах двух факультетов - лечебного и санитарно-гигиенического. Коллектив института формировался в результате разделения ТашМИ, крупнейшего медицинского института в бывшем СССР.
Кафедры гигиенического профиля, относящиеся к санитарно-гигиеническому факультету, основанному в 1931 г., полностью перешли в состав Второго ТашГосМИ. Многие клинические кафедры, ранее относившиеся ко 2-му лечебному факультету ТашМИ, уже имели свои клинические базы и сложившиеся коллективы, что облегчило задачу руководства новым вузом. Однако было бы ошибочно полагать, что Второй ТашГосМИ образовался в результате простого деления большого вуза на 2 небольших. Необходимо было проделать колоссальную работу, чтобы уже через 2 месяца после разделения организовать прием новых студентов и без ущерба начать учебный год на всех курсах обоих факультетов.
В первую очередь была необходима реконструкция Главного учебного корпуса. Практически все помещения были переоборудованы: ведь предстояло разместить службы института (аудитории, лаборатории, кафедры, ректорат, компьютерные классы и т.д.). Становление нового вуза пришлось на сложный период, когда после развала Союза, Республика утверждала и укрепляла свою независимость, когда осуществлялись глубокие преобразования в политической и социальной жизни Узбекистана. Время поставило процветание государства, здоровье нации, положение страны на международной арене в зависимости от хорошо подготовленных специалистов. По этому среди первых решений независимой республики было решение о реформе высшего медицинского образования. В ее претворении большую роль сыграл Второй Ташкентский медицинский институт, а координатором стало Министерство здравоохранения. Преобразования начались с создания учебно-лечебно-научного комплекса, объединившего в единое целое вуз, I и II клиники института.
В стенах института трудится 1040 сотрудников, из них 102 доктора и 232 кандидата наук. Наряду с профессорско-преподавательским составом, в учебно-воспитательном процессе занято более 60 врачей клиники, центров СКАЛ. Такая система создала надежную базу для качественного обучения будущего специалиста и для сотрудничества с зарубежными партнерами.
Второй ТашГосМИ связан с университетом штата Иллинойс по программе Американского международного союза здравоохранения - совершенствование образования и здравоохранения. Первым в Узбекистане институт вошел в число 57 учреждений, участвующих в межбольничном сотрудничестве, проводимым США в странах СНГ и Восточной Европы: 70 специалистов института прошли стажировку в Иллинойском университете; 125 сотрудников участвовали в различных семинарах и конференциях АМСЗ, организованных для партнерских учреждений и посвященных различным аспектам здравоохранения. В рамках программы Темпус "Внедрение современных структур управления в высших учебных заведениях Узбекистана" (СР-20052-98) 14 сотрудников Второго ТашГосМИ стажировались в городах Гранада (Испания) и Турку (Финляндия). Подписан Меморандум о взаимопонимании между университетом Эль-Мансури и Загозикским (Египет). В рамках этого проекта 22 сотрудников прошли стажировку в этих университетах. По программе Региональных образовательных партнерств (REAP), совместно с Империал колледжем Лондонского университета получен грант Фонда "Ноу хау", предусматривающий преподавание студентам VI-VII курсов, клиническим ординаторам и врачам нашего института курса менеджмента в здравоохранении. Это сотрудничество нашло отражение в педагогических решениях: предусмотрена семилетняя подготовка врачей общей практики, а в подготовке врача-специалиста основная роль отводится магистратуре.
Многие изменения произошли в учебно-организационном процессе: пересмотрены учебные планы и программы, введены новые гуманитарные дисциплины (психология, экономика здравоохранения, этика, эстетика), способствующие повышению культурного уровня студентов и подготовки к работе в рыночных условиях. Большое значение предается иностранных языкам, а многие студенты изучают медицину на английском языке.
Ряд специалистов прошли обучение зарубежом (Лондон, Инпериал Колледж) по менеджменту в здравоохранении. Они разработали первый цикл лекций и методические материалы для преподавания новой дисциплины студентам всех факультетов и подготовки медицинских сестер высшей квалификации - менеджеров.
Другой фактор, способствующий эффективности обучения - рост квалификации и профессионализма педагогов. Учебный процесс обеспечивают более 300 специалистов высшей квалификации - доктора и кандидаты наук, т.е. более 85% педагогов имеют ученые степени и звания. За 10 лет 76 человек защитили докторские диссертации и 267 - кандидатские. Сегодня в институте все профильные кафедры возглавляют доктора наук.
Создание условий для исследовательских работ - постоянная забота руководства вуза. Организация ЦНИЛ и ее отделов позволила научным работникам института, молодым ученым освоить самые современные методы исследования, вносить весомый вклад в научные достижения республики.
Развиваются международные научные связи института, ширится участие наших ученых в представительных Азиатских и Европейских международных съездах и симпозиумах. Профессора Р.А. Каценович, Ш. И. Каримов, Х.Я. Каримов, Р.И. Усманов, Ш.Н. Назаров, М.С. Абдуллаходжаева, С.С. Касимова, Д.Л. Арустамов, Н.С. Салахова неоднократно представляли науку Узбекистана на форумах в Австрии, Германии, Италии, Англии, Японии, Турции и других странах.
Заслуги ученых института нашли признание в избрании их в Академию наук республики. В институте трудятся профессора Ш.И. Каримов, Р.А. Каценович, М.С. Абдуллаходжаева, Н.М. Муратходжаев, П.И. Искандаров - действительные члены АН РУз. Группа ученых института - профессора Ш.И. Каримов, Х.Я. Каримов, Ш.Н. Назарпов, Н.С. Салахова, О.А. Назаров, Ш.Н. Каримов избраны действительными членами Нью-Йоркской академии наук (США).
Результаты достижений наших ученых постоянно публикуются в многочисленных отечественных и зарубежных изданиях. Десятилетний труд - это 94 монографий, более 230 методических рекомендаций, 324 публикации в зарубежной печати, 2973 - в республиканских и 919 - в СНГ. В бюллетенях "Расмий Ахборотнома" опубликовано 134 предварительных патента и полезных моделей РУ, внедрено 291 рационализаторское предложение.
Наряду с кадровыми изменениями, за 10 лет качественно и количественно изменилась материально-техническая база института. В 1990 г. на каждого студента приходилось всего 3,8 кв.м. учебной площади, сегодня -уже 7.
В 1991 г. учебный процесс был оснащен 28 ед. ТСО и 24 компьютерами; сегодня в каждом учебном корпусе - компьютерные классы, а количество компьютеров достигло 387.
Предметов особой гордости - телевидение и видеоустановки, размещенные на кафедрах и обеспечивающие демонстрационную часть лекций и практических занятий. Находит свое развитие телемедицина, дистанционное образование. Прочные позиции занимают новые педагогические технологии, обучающие компьютерные программы, активные формы преподавания, деловые имитационные игры. Совершенствована организация основной рейтинговой системы оценки знаний студентов, технически широко оснащен этот процесс.
Профессорско-преподавательский коллектив института доказал свой профессионализм и компетентность в совершенствовании высшего медицинского образования: написано и издано 36 учебников.
В институте создан редакционно-издательский отдел, оснащенный самым современным компьютерным и полиграфическим оборудованием, что позволяет осуществлять издание учебно-методической и научной литературы и замкнутом режиме, т.е. от редакционной подготовки рукописи до выдачи тиража. С 1996 года отдел, при спонсорской поддержке АМСЗ, ежеквартально издает научно-практический журнал "Патология", учредителем которого является Второй ТашГосМИ и Республиканское общество патофизиологов. Авторский коллектив журнала ведущие ученые, докторанты, аспиранты и студенты вузов, научно-исследовательских институтов, а также практикующие врачи Республики. В составе редакционной коллегии и редакционного совета ведущие ученые Узбекистана, России, Испании, Египта, США, Финляндии.
Укреплен и расширен Центр научной информации. Его база данных (1987-1998 гг.) по научно-медицинской и патентной документации охватывает все медицинские и смежные с ними области. Информационный поиск ведется в автоматическом режиме. С помощью Американской благотворительной организации ПЭРРЦА, обеспечивающей телекоммуникационных услуги, налажена электронная связь с национальной библиотекой США и осуществлен доступ к источникам зарубежной медицинской информации.
Разительно изменился внешний облик Главного Учебного корпуса, его фойе, холлов. Хозяйственная служба института создала на пустынной окраине большого города маленький оазис с радующим глаза пейзажем.
За 10-лет Второй ТашГосМИ стал в ряду лучших вузов страны - это самая достойная оценка работы всего коллектива.
[Главная] [АСУ] [Структура института] [Новости] [Сотира и юмор] [Электронная библиотека] [Библиотека] [Наши отличники]